Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Развитие речи ребенка в норме или пора к логопеду?

     Чтобы ребёнок без особых трудностей научился читать, у него должны быть достаточно развиты не только зрение и мышление. Большое значение в освоении чтения имеют речевой слух (способность человека воспринимать и различать все нюансы звучащей речи) и речевое восприятие (способность извлекать смысл, стоящий за речевым высказыванием).

     Становление речи условно подразделяют на несколько этапов:

  • до года - подготовительный
  • от года до 3 лет – преддошкольный
  • от 3 до 7 – дошкольный
  • от 7 до 17 - школьный

      В каждом этапе можно выделить ведущие периоды речевого развития и те симптомы, которые должны насторожить родителя.  В этой статье мы остановимся на описании этапов от рождения до 7 лет.

Подготовительный этап (до года)

     Появление на свет здоровый ребенок сопровождает криком. Отсутствие крика может свидетельствовать о нарушениях в работе артикуляционного, голосового, речевого аппаратов и  стать важным диагностическим показателем для выявления нарушения развития речи в последующем.

                В 1,5 месяца у ребенка появляются такие голосовые реакции, как гуление. Гуление – это протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы, угу, гу-гу, а-мм-б, бм-м). На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.

    В 4 месяца эти сочетания звуков усложняются: ла-аль,гм-агм, рн и т.д. ребенок играет звуками, повторяя их по много раз, получая при этом удовольствие. Он уже способен подражать взрослым во время эмоционального контакта, реагировать на их мимику.

                В 7-8 месяцев гуление постепенно переходит в лепет - произнесение слогов: ба-ба, па-па, дя-дя. Оно отличается от гуления тем, что слоговые сочетания имеют не механическое воспроизведение, а соотносятся с определенными лицами, предметами, действиями. В этот период очень важно, чтобы ребенок пытался воспроизводить интонации, темп, ритм, мелодичность окружающей его речи взрослых. "Затухание" лепета может являться  симптомом снижения слуха. В подобном случае необходимо провести исследование слуха  -  аудиограмму.

8 – 10 месяцев - формируется понимание обращенной речи.

10 – 12 месяцев - говорит первые слова. Переход к словам осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова - мама, папа, бобо, бах, ам, дай.

К 1 году словарь состоит примерно из 10 слов. Имеются звуки А, У, И, П, Б, М.

Преддошкольный этап ( 1,5 - 3 года)

     Этот период характеризуется усилением речевой активности ребенка, расширением объема лепетных слов, появляются первые предложения из слов-корней. Дети по-разному овладевают правильной речью - одни раньше, другие позже. К 3 годам ребенок должен самостоятельно употреблять наиболее простые грамматические конструкции.

     Неверно оценивать речевое развитие ребенка только по правильности звукопроизношения. Важным показателем является использование ребенком своего лексического запаса в трех- и четырех-сложных предложениях (иди-идет-идем-не идем, кукла-кукле-куклу).

В 1-3 года ребенок может переставлять, заменять звуки более простыми по артикуляции, это обусловлено несовершенством артикуляционного аппарата и недостаточным развитием фонематического восприятия.

 В норме от 1 года до 2-х лет должны быть сформированы звуки О, Н, Нь, Т, Ть, Д, Дь, К, Г, Х, В, Ф.

 В 3 года практически завершается созревание речевых областей мозга. Если условия развития ребенка в это время неблагоприятны, то формирование речи может нарушиться, так, что в дальнейшем не всегда возможно в полном объеме сформировать полноценную речь. Поэтому, если в 2,5 - 3 года ребенок общается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предложений: дев (дверь), ути (руки), да тина (дай машину) - необходимо немедленно проконсультироваться у психоневролога и логопеда, проверить физиологический слух. Оставлять без специальной помощи такого ребенка нельзя - будет упущен благоприятный период в его развитии.

От 2 до 3 лет дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие звуки, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим. Сложные по артикуляции звуки Т, Ш, Ж, Щ, Ч, С, З, Ц, Л, Р заменяются на более простые.

Дошкольный этап (3-7 лет)

     Период интенсивного развития речи. Значительно расширяется словарный запас, появляется логика изложения, предложения становятся не только грамматически правильными, но и сложными, с использованием союзов и союзных слов. Наблюдается умение воспроизводить слова различной слоговой структуры. Ошибки если и возникают, то только в наиболее трудных, мало употребительных  и незнакомых словах. Достаточно немного исправить ребенка, и он быстро научится произносить новое слово правильно. Активно  развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственную речь и слышать ошибки в речи других. Так формируется языковое чутье.

     Если в этом возрасте ребенок допускает стойкие аграмматизмы (напр.: игаю батиком - играю с братиком, мяч упай и тоя - мяч упал со стола, были мазине - были в магазине), сокращения и перестановки звуков и слогов в слове, их замены и пропуски - это является важным симптомом, говорящим о недоразвитии речевой функции ребенка.

К 4-м годам должны быть сформированы звуки Й, Ль, Э, С, Сь, З, Зь, Ц.

От 4 до 5 лет значительно улучшается звукопроизношение, появляются звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Рь.

В 5 лет звуковая система языка в норме должна быть полностью сформирована.

Учитель-логопед Любезнова Олеся Валерьевна (г. Балашиха, Московская обл.)

 createw

iii

rebus

D-Shop

 

© 2017 Наша Азбука. Все права защищены.